Задачи  
Предложенные задачи по лексическим темам помогут при подготовке к занятиям как учителям-логопедам, так и воспитателям.

«Осень»

Развивать наблюдательность. Учить видеть сезонные изменения в природе, называть их. Развивать сенсорные способности детей (слух, осязание); учить вслушиваться в шорох листьев, шум дождя. Ощупывать листья, поощрять попытки выразить эти ощущения словами.  Ввести в активный словарь детей сложное слово «листопад». Учить согласовывать глаголы с существительными ед. и мн. ч. (листья падают, укрывают, желтеют, краснеют …; дождь моросит, льет  и т.д.), Продолжать знакомить с категорией завершенности и незавершенности действия (лист падает – лист упал). Познакомить со способом образования прилагательных от существительных (осень-осенний, дождь-дождливый и т.д.). Закреплять знания детей о цвете. Учить согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода, с существительными мн. ч. Обращать внимание детей на окончания вопроса и определения (листья какие? – желтые, мокрые…; дождь какой? – моросящий, холодный…). Закреплять употребление антонимов и активизировать новые пары: убывает-прибывает, длинный-короткий. Упражнять детей в у потреблении предлога «на» (листья на дереве. Лужа на земле. Листья упали на землю).

«Овощи»

Закрепление названия геометрических форм (треугольник, круг, овал). Ввести в словарь детей обобщающее слово «овощи».Развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие, осязание, вкусовые ощущения (умения видеть в предметах знакомые геометрические формы). Активизировать глагольный словарь детей (глаголы, обозначающие действия по уходу за овощами). Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус, величину, фактуру; в согласовании прилагательных с существительными муж. и женского рода ед. и мн.ч. в им. п. (помидор-красный, круглый, сочный, мягкий…; морковь – оранжевая, треугольная, жесткая…). Продолжать упражнять в употреблении предлогов на (на грядке), в (в земле). Учить составлять простейшие предложения с союзом а  (Огурец зеленый, а помидор красный.).

«Фрукты»

Закрепление названия геометрических форм (треугольник, круг, овал).Ввести в словарь детей обобщающее слово «фрукты».Развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие, осязание, вкусовые ощущения (умения видеть в предметах знакомые геометрические формы).Активизировать глагольный словарь детей (глаголы, обозначающие действия по уходу за фруктами).Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус, величину, фактуру; в согласовании прилагательных с существительными муж. и женского рода ед. и мн.ч. в им. п. Ввести в активный словарь детей обобщающие понятия «фрукты» и «садовник»Дифференцировать понятия «овощи»-«фрукты», «сад»-«огород».Знакомить детей с родственными словами (сад-садик, садовник).Продолжать учить детей пользоваться в речи приставочными глаголами (наливать-выливать-поливать; зреть-созревать) и относительными прилагательными (фруктовый, вишневый, яблочный сок; вишневое, яблочное варенье).Развивать диалогическую речь детей, умение задавать вопросы и отвечать на них.Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме.Учить показывать и называть части тела на себе и на другом ребенке, используя существительные в ед. числе и мн. числе, в И.п. и В. падежах.Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (называть части тела на кукле).Начать работу над образованием родительного падежа существительных (нет головы, руки, ноги…).Активизировать глагольный словарь детей. (Что делаем глазами? ушами? носом? – Видим, слышим, слушаем, дышим, нюхаем…)Вводить в пассивный словарь детей и постепенно активизировать в их речи антонимы: впереди – сзади, вверху-внизу, правый-левый. Учить четко показывать на себе и правильно называть «левый-правый» (бок, глаз, локоть, кулак, висок), «левую-правую» (руку, ногу, щеку, пятку…).Уточнить понятие числа «один-два», упражнять в умении считать части тела, согласовывая числительные с существительными (один лоб, нос, подбородок…; одна голова, шея, спина…; два уха, глаза, плеча…; две брови, руки, ноги…).Ввести в словарь детей местоимения «мой», «моя» (моя рука, голова, нога…; мой глаз, нос, рот…).Обогатить пассивный словарь детей понятиями «имя», «фамилия», «отчество». Активизировать в речи детей имена и отчества сотрудников группы.

«Наше тело»

«Дом и его части»

Развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение, ценить и любить его.Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении.Определять направление от себя и обозначать словами местоположение предмета по отношению к себе (вверху – внизу, слева – справа).Активизировать в речи детей названия разных видов домов (дом, домик, домишко, изба, избушка) и существительные мн.ч (дома, окна).Продолжать учить детей пользоваться в речи приставочными глаголами (входить – выходить – подходить; строить – построить – достроить; заселять – переселять и т.д.)Закреплять умение образовывать относительные прилагательные (кирпичный, каменный, деревянный и т.д.), сложные прилагательные из числительного с существительным (одноэтажный, пятиэтажный); активизировать данные прилагательные в речи детей с учетом их возможностей.Продолжать упражнять в подборе определений к существительным, согласовывая  их в роде (изба маленькая, деревянная, одноэтажная, серая, старая; дом большой, панельный…).Закреплять употребление наречий – антонимов (вверху – внизу, слева – справа, высоко – низко, мало – много, далеко – близко, громко – тихо, быстро – медленно…).Учить детей считать этажи домов снизу вверх и отвечать на вопрос «сколько?», согласовывая числительное с существительным (один этаж, два этажа…пять этажей; одна дверь, один балкон, одно окно, много домов, квартир), использовать эти сочетания в предложениях и в рассказах (В нашем доме пять этажей…).Закреплять умение употреблять в речи предлоги без (дом без трубы, без крыши), по (мы идем по улице, поднимаемся по лестнице) и предлоги, изученные ранее.

«Мебель»

«Посуда»

Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда» (существительные – названия частей посуды: дно, носик, стенки, горлышко…).Учить различать понятия «чашка»-«стакан», «кружка»-«чашка».Активизировать в речи детей приставочные глаголы (ставить-поставить-переставить; наливать-выливать-разливать), глаголы, необходимые для обозначения ухода за посудой (чистить, мыть, вытирать, сушить).Закреплять умение различать значение глаголов класть-ставить.Совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам, согласовывать их с существительными в числе и роде (тарелка большая, круглая, глубокая, чистая, фарфоровая), образовывать относительные прилагательные (стакан стеклянный).Закреплять в речи детей антонимы (чистый-грязный, холодный-горячий).Продолжать вводить в словарь детей притяжательные местоимения мой, моя, мои.Упражнять в активном употреблении предлогов в, на, из, с при ответах на вопросы куда?, где?, откуда?, из чего? (Куда налили компот? Где стоит тарелка?).Упражнять детей в умении согласовывать числительные один-одна, два-две с существительными. Учить сравнивать множества, используя понятия больше, меньше, столько же.

«Домашние птицы»

Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящее из двух слов – домашние птицы, дифференцировать понятия дикие птицы – домашние птицы.Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние птицы.Вводить в пассивные словарь детей родственные слова (птицы – птичница – птичий двор – птицеферма).Активизировать в речи детей названия домашних птиц и их детенышей. Обратить особое внимание на трудные формы мн.н. (курица – куры, яйцо – яйца, гнездо – гнезда, цыпленок – цыплята, утенок – утята).Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (птичья, утиная, куриная) и согласовании относительного прилагательного пуховый с существительными (пуховая подушка, пуховое одеяло, пуховый платок).Продолжать учить отвечать на вопросы У кого кто?, Кто у кого? (У утки утята. Гусята у гуся) и Кто с кем? (Индюк с индюшатами. Цыплята с курицей).Учить детей отвечать на вопрос о ком, используя предлог о (Кто о ком заботится? – Курица заботится о курах).Продолжать упражнять в согласовании числительных с существительным, а также в умении включать эти сочетания в предложения (У утки пять утят. В пруду плавают два утенка. Червячка нашел один утенок).

«Зимующие птицы»

 Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящее из двух слов – зимующие птицы.Развивать наблюдательность детей, учить выделять характерные особенности, повадки зимующих птиц. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (птицы над кормушкой, около кормушки) и во времени (летом птицы были в лесах, а зимой прилетели в город).Закреплять в сознании детей категорию одушевленности (различать вопросы: кто? что?).Активизировать словарь по теме. Обратить внимание на образование им.п. множественного числа существительных на –ья, -ьи (перья, крылья, деревья) и их род.п. (перьев, крыльев, деревьев), а также на род.п. в значении принадлежности (чьи следы? – вороны, синицы).Продолжать закреплять умение использовать в речи родственные слова (зима – зимушка, зимующие, зимовать; снег – снежок, снегирь, снеговик).Расширять глагольный словарь детей за счет слов, обозначающих способы передвижения (прыгать, летать, ходить), образованных способом звукоподражания (каркать, чирикать, ухать, стрекотать), приставочных глаголов (клевать-склевать-поклевать, летать-улетать), глаголов совершенного и несовершенного вида (летели, прилетели).Продолжать закреплять понятия многозначности глаголов (летит птица, самолет, снег). Закреплять знания детей о цвете.Активизировать в словаре детей сложные прилагательные (белобокая – сорока, красногрудый – снегирь).Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам какой?, какая? (сорока болтливая, хлопотливая, большая, белобокая, быстрая, проворная; воробей маленький, серый, юркий, быстрый).Закреплять умение согласовывать числительные с существительным (один клюв, одна голова, два крыла, пять птиц).

«Домашние животные»

Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов (домашние животные).Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут (конура, хлев, конюшня), как за ними ухаживает человек.Вводить в пассивный словарь детей названия профессий (конюх, доярка, телятница, свинарка), родственные слова (пасти-пастух, пастбище; конь-конюх, конюшня). С учетом возможностей детей вводить эти слова в активный словарь.Активизировать в речи детей существительные и прилагательные, обозначающие характерные признаки животного (пятачок, грива, рога, щетина).Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята, котята).Упражнять в подборе существительных с суффиксом – ищ (глазищи, усищи, когтищи).Активизировать употребление в речи глаголов, образованных способом звукоподражания (мяукать, хрюкать, рычать), приставочных глаголов, образованных от неопределенной формы ходить, бегать, скакать (приходить, убегать, прискакать).Продолжать закреплять умение согласовывать числительные с существительными (пять коров, коз, собак).Упражнять детей в использовании прилагательных с уменьшительным значением (мягонький, пушистенький, мохнатенький).Закреплять навыки использования предлогов.Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов «дикие животные».Обратить внимание детей на многозначность существительных иголки (у ежа, у ели, для шитья), шишки (на сосне, на голове).Продолжать упражнять детей в употреблении существительных с суффиксом –ищ при описании животных и в использовании прилагательных с уменьшительными суффиксами –к, -ик при описании их детенышей (глазищи, усищи; глазки, усики ).Продолжать учить образовывать названия детенышей животных.Продолжать закреплять умение согласовывать числительные с существительными.Закреплять умения образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными.

«Дикие животные»

«Зима. Зимние развлечения. Новый год»

Продолжать развивать наблюдательность детей. Учить видеть сезонные изменения в природе,Совершенствовать сенсорные способности детей (слух, осязание), умение рассказать о соответствующих ощущениях. Учить вслушиваться в хруст снега, завывание ветра, ощупывать снег, лед.Ввести в активный словарь детей сложное слово «снегопад».Учить называть зимние месяцы.Знакомить детей с родственными словами  к «снег», «зима», «лед» словами (снег-снежок, снежинка, снежный, снеговик, снегопад; зима-зимний, зимушка, зимующий; лед-льдинки, ледяной, ледышка).Продолжать расширять глагольный словарь детей: упражнять в подборе глаголов к существительному (ветер-дует, воет; снег-кружится, идет, падает, укрывает, хрустит…), дать понятие многозначности глаголов (идет снег, человек, время), согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде, числе (строил, строила, строили).Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному (снег белый, холодный, чистый, пушистый; день зимний, короткий, вьюжный), в образовании относительных прилагательных (зимний день, зимняя одежда, зимние дни).Формировать умение пользоваться в речи антонимами (быстро-медленно, тепло-холодно, громко-тихо).

«Семья»

Учить детей словом определять степень родства людей (мама, папа, мать, отец, родители, бабушка, дедушка, дети, внук), называть имена и отчества родителей.Уметь определять степень родства по отношению к другим членам семьи (Я маме сын, сестре-брат, бабушке-внук).Ввести в словарь детей обобщающее слово «семья».Упражнять в использовании дательного падежа ед. и мн. ч. существительных (Кому дать очки? – Бабушке), а также родительного падежа (Чьи это очки? – это очки бабушки).Закреплять в активном словаре детей употребление глаголов (шить-вязать-вышивать), прилагательных (старый-молодой, старший-младший), наречий (строго-ласково).Учить использовать в речи местоимения мой, моего, моя, мою (мою маму зовут …, мой папа работает…).Закреплять умение составлять предложения разной конструкции и учить использовать предложения с предлогом с (С кем ты живешь? С кем ты пришел?).

«День защитника Отечества»

Уточнять и расширять знания детей об армейских профессиях.Воспитывать любовь к Отечеству, гордость за своих отцов – его защитников.Расширять словарь детей названиями военных профессий.Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов –чик, - ист   (летчик, ракетчик, танкист).Упражнять в употреблении родственных слов (граница – пограничник – пограничный, ракета – ракетчик – ракетный, автомат – автоматчик – автоматный, танк – танкист, парашют – парашютист – парашютный).Дифференцировать понятия кепка – фуражка, пилотка – каска – бескозырка – шапка, пиджак – китель, шинель – пальто, рубашка – гимнастерка.Активизировать в словаре детей употребление приставочных глаголов (прыгать – спрыгивать, стрелять – отстреливаться – пристреливаться и т.д.)Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе, падеже, и в составлении предложений с этими сочетаниями (Солдат стойкий, верный, храбрый. Солдаты стойкие, верные, храбрые. Для солдата закаленного, умелого, смелого. Об армии стойкой, мощной).Вводить в пассивный словарь детей сложные прилагательные: бесстрашный (солдат, матрос), быстроходный (танк, катер), скорострельное (оружие).Продолжать упражнять детей в использовании предложений разной конструкции в свободной беседе.

«День 8 марта»

Расширять знания детей о профессиях.Закреплять знания о семье, о месте работы мамы, бабушки, воспитывать любовь и уважение к ним.Активизировать в речи детей названия профессий и глаголы, связанные с трудом людей на работе и дома.Продолжать учить подбирать соответствующие глаголы к существительным (врач лечит, слушает, делает уколы) и существительные к глаголам (шьет, кроит портниха).Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному, согласовывая их в роде, числе и падеже, и составлять предложения с этими сочетаниями (Мамочка любимая, ласковая).Продолжать упражнять детей в использовании в речи местоимений моя, мою, мои (Мою любимую мамочку зовут…).Активизировать в словаре детей родственные слова (учитель-учить, доярка-доить).

«Весна»

Продолжать развивать наблюдательность детей. Учить видеть сезонные изменения в природе, выражать это словами.Учить называть весенние месяцы.Ввести в активный словарь детей сложные слова садовод, ледоход; родственные слова (весна-весенний, снег-подснежник, огород-огородник ).Продолжать расширять глагольный словарь детей: упражнять в использовании приставочных глаголов (тает-оттаивает, подтаивает); в подборе глаголов к существительному, согласовывая их в ед. и мн. числе (весна идет, спешит, торопится, наступает); закреплять понятие многозначности глаголов (идет весна, человек, дождь).Развивать образность речи детей. Дать понятие переноса действия с одушевленного на неодушевленный предмет (просыпается человек, медведь в берлоге, дерево, ручьи, природа).Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде (солнце какое? ласковое, теплое, ясное), в образовании и изменении относительных прилагательных (весенний день. Весеннее небо, весенняя песенка) в образовании качественных прилагательных (грязь-грязный, тепло-теплый).Учить использовать в речи прилагательные с противоположным значением (Снег холодный, а солнце горячее. День стал длиннее, а ночь короче) и сравнительную степень прилагательных (Солнце теплее. Ночь короче. Небо выше. День длиннее).Продолжать упражнять в употреблении предлогов под, над (Под деревом появились проталины. Над крышами голубое небо), с, из, за.

«Перелетные птицы»

Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов перелетные птицы, существительное стая.Развивать наблюдательность детей. Учить выделять характерные особенности, повадки перелетных птиц, рассказывать о них.Продолжать учить ориентироваться в пространстве (на дереве, на земле, под скворечником, над крышей и т.д.) и во времени (Осенью перелетные птицы улетают на юг, а весной возвращаются к нам).Продолжать закреплять у детей категорию  одушевленности (различать вопросы кто? что?).Упражнять в употреблении существительных среднего рода (перо, дерево, гнездо, солнце).Закреплять умение использовать в речи родственные (весна – весенний, скворец – скворушка – скворечник).Расширять глагольный словарь приставочными глаголами (лететь-прилететь-улететь-облететь-подлететь).Учить детей употреблять словосочетания с заменой имени собственного  на местоимение (Скворец прилетел с юга. Он поет песню).Активизировать в речи детей антонимы (тихо-громко, шумно, звонко; быстро-медленно).

«Лес»

Вводить в активный словарь детей обобщающие понятия лес, дерево, растения. Дифференцировать понятия дерево-куст, растения-животные-человек, лес-парк. Закреплять знания о геометрических формах (какой формы лист?), цвете (узнавать деревья по цвету коры, листьев).Продолжать учить ориентироваться в пространстве (в лесу, на дереве, под кустом, справа от березы, слева от сосны, за рощей) и во времени (осенью листья опадают, зимой деревья спят, весной появляются листья). Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов (расти – растение, лес – лесок – лесничий – лесник – лесной), многозначных слов (иголки для шитья, ежа, ели, сосны, для уколов). Расширять глагольный словарь приставочными глаголами (шел – подошел – пришел – отошел). Закреплять умение подбирать глаголы к существительному (растет дерево, куст, ребенок, лист, лисенок). Закреплять умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительным в роде и падеже (ель-еловые ветки, еловый лес, еловая шишка и т.д.). Отвечать на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей? Образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелененький, тоненький, красненький). Использовать прилагательные с противоположным значением (высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий). Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

«Продукты»

Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, а его работниками (кладовщик, завхоз, повар), называть их. Продолжать учить ориентироваться во времени (утром-завтрак, днем-обед и полдник, вечером-ужин). Знать эти слова. Продолжать упражнять детей в употреблении приставочных глаголов (наливать-подливать-выливать), глаголов совершенного и несовершенного вида (ел-съел). Учить различать понятия «варить» - «жарить»-«печь» (В кастрюле варят щи, компот, суп. На сковороде пекут блины, жарят котлеты, яичницу. В духовке пекут пироги, печенье). Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные ( каша из риса - рисовая, из гречи - гречневая и т.д) и подбирать прилагательные к существительному (каша горячая, вкусная, ароматная, рассыпчатая). Упражнять в согласовании прилагательных с существительными при склонении существительного (Я ем кашу горячую, вкусную…) Упражнять детей в употреблении в речи предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях: с ( С чем пьют чай?-С вареньем, с печеньем, с конфетой), из ( Из чего сварили манную кашу?- Из манной крупы. Откуда наливают суп в тарелку? – Из кастрюли), в ( В чем варят суп?- В кастрюле. Суп варят в кастрюле. Куда налили сок? –В бокал), на (На чем жарят  отлеты?- На сковороде. Мама жарит котлеты на сковороде).

«Улица. Город»

Расширять представления детей о родном городе, о родной стране. Продолжать развивать наблюдательность, умение всматриваться в окружение, ценить и любить его.Продолжать развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении, в районе, в достопримечательных местах города, во времени.Закреплять знания по теме «Дом».Вводить в активный словарь детей понятия город, площадь, в пассивный словарь – понятие страна, названия профессий (строитель, крановщик, парикмахер, библиотекарь и др.). Дифференцировать понятия улица – площадь, вокзал – аэропорт.Активизировать в речи детей употребление существительных мн.ч. (дома, окна, города), род.п. существительных в значении принадлежности (улица города), род.п. существительных мн.ч. с окончаниями –ов, -ев, -ей (домов, парков, площадей) и без окончаний (улиц).Расширять пассивный словарь детей и по возможности вводить в активный словарь неизменяемые существительные (кафе, кино).Закреплять умение использовать в речи сложные  слова (пешеход, пароход, электровоз).В пассивный словарь детей вводить названия профессий, образованных  от слов, обозначающих место работы (В библиотеке работает библиотекарь, в парикмахерской – парикмахер). Закреплять умение использовать в речи родственные слова (город – городок – городской – горожане). Продолжать упражнять в употреблении личных местоимений вместо имен существительных (Автобус едет по улице. Он везет людей), местоимений мой, моя (Это мой город. Вот моя улица). Продолжать закреплять понятие многозначности глаголов (растет дерево, человек, город). Продолжать расширять активный глагольный словарь приставочными глаголами (идти – перейти, ехать – поехать – приехать). Упражнять в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида (строили – построили, ехали – приехали), в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе (мы ходили, я ходил, мама ходила).