Игры 

Осень

«Что бывает осенью?» 
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. 
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д 
«Один - много» 
Цель: научить образовывать существительные множественного числа. 
Оборудование: мяч. 
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы 
Осенние листья» (лото) 
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки. 
Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

Овощи

"Чудесный мешочек"
Цель: закрепить названия овощей, их цвета. 
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. 
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. 
 «Загадки Зайца» 
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. 
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. 
Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п. 
«Один - много» 
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. 
Оборудование: мяч. 
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы». 
«Назови ласково» 
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. 
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик». 
«Какой овощ пропустили?» 
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. 
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи. 
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития. 
«Поваренок» 
 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. 
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи. 
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

 

 

Зима. Зимние забавы 

«Что бывает зимой?» 
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень». 
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах. 
«Выпал беленький снежок» 
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением. 
Оборудование: настоящий снег и сосульки. 
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту: 
Выпал беленький снежок - 
Собрались мы все в кружок, 
Мы потопаем, мы потопаем, 
Будем весело плясать, 
Будем руки согревать. 
Мы похлопаем, мы похлопаем 
Чтоб нам было веселее, 
Будем прыгать мы скорее. 
Мы попрыгаем, мы попрыгаем 
«Что лишнее?» 
Цель: расширить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы». 
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д. 
 «Назови ласково» (с существительными данной темы) 
снег - снежок                                    лед — ледок
сосулька - сосулечка                  санки - саночки 
горка - горочка                            лопата - лопатка 
«Сделай снеговика» 
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. 
Оборудование: три белых кружка разной величины. 
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

 

Деревья. Праздник ёлки. 

«В лесу родилась елочка» 
Цель: уточнить и расширить словарь по теме. 
Оборудование: настоящая или искусственная елка. 
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка». 
«Один - много» (с существительными по теме). 
елка - елки                                 ветка - ветки 
иголка – иголки                     шишка - шишки 
«Украсим елку к празднику» 
Цель: расширить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек. 
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие). 
«Назови ласково» (с существительными по теме) 
елка - елочка       
иголка - иголочка 
ветка - веточка     
шишка - шишечка 
шар - шарик 
«Что на елке, а что (кто) пол елкой?» 
Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме. 
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой. 
Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. 
«Сложи елочку» 
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. 
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера. 
Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

 

Домашние птицы 

«Птичий двор» 
Цель: уточнить и расширить словарь по теме. 
Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики. 
Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».
«Кто как кричит?» 
(См. тему «Домашние животные») 
В игре используются звукоподражания петуху, курице и цыпленку. 
«Один - много»(с названиями домашних птиц) 
петух - петухи       
курица - курицы 
цыпленок - цыплята 
«Угадай, кто это?» 
Цель: активизировать словарь по теме. 
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц. 
Ход. Взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица.) Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.) Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок.) 
«Кто где спрягался?» 
(См. тему «Домашние животные») 
Оборудование: Используется любая игрушечная домашняя птица. 
«Разрезная картинка» 
Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме. 
Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза). 
Ход. Игра проводиться после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребенка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т. д.

 

Дикие животные 

 «Давай познакомимся» 
(проводится аналогично игре из темы «Домашние животные») В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится. 
«Помоги маме найти своих детенышей» (проводится аналогично игре из темы «Домашние животные») 
«Угадай, кто это?» 
Цель: активизировать словарь по теме. 
Оборудование: картинки с изображением диких животных. 
Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса). Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц).
«Один - много» (с названиями диких животных и их детенышей) 
заяц - зайцы         лиса - лисы 
волк - волки       медведь - медведи 
зайчонок - зайчата         лисенок - лисята 
волчонок - волчата        медвежонок - медвежата 
«Лисьи прятки» 
Цель: упражнять в употреблении предлога за. 
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок. 
Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями. 
«Кто чем питается?» 
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. 
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты. 
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например: "Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой"). 
«В лесу» 
Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы. 
Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы. 
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?

 

Весна

«Что бывает весной?» 
Проводится аналогично игре "Что бывает осенью? 
«Кораблик» 
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки. 
Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый читает стихотворение А. Барто «Кораблик», «Матросская шапка» 
Веревка в руке, 
Тяну я кораблик 
По быстрой реке, 
И скачут лягушки 
За мной по пятам. 
И просят меня: - 
Прокати, капитан! 
«Назови ласково» (с существительными данной темы) 
снег - снежок              вода - водичка 
ручей - ручеек            солнце - солнышко 
лодка - лодочка         корабль - кораблик 
«Разрезная картинка» 
Цель: научить складывать картинку из четырех частей, активизировать речь. 
Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям). 
Ход. Взрослый предлагает щебенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенка вопросами.


Транспорт

  «Чудесный мешочек» 
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке. 
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые - людей. 
«Покатаем в машине игрушки» 
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
 Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др. 
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д. 
 «Один - много» (с существительными по теме) машина - машины         грузовик - грузовики 
колесо - колеса            кабина - кабины 
фара — фары                 груз - грузы 
пассажир - пассажиры 
 «Где сейчас машина?» 
Цель: учить понимать предложные конструкции. 
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. 
Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
  «Выложи грузовую машину»
Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи. 
Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат. 
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: "Какую фигуру возьмешь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?" Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.

Цветы
Насекомые
Птицы
Лето
Фрукты
Игрушки
Одежда
Чайная посуда 
Дом
Мебель
Человек
Домашние животные