- Спинка языка выгибается вверх;
- Боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам;
- Посередине языка образуется желобок;
- Зубы сближаются на расстояние около 2 мм;
- Губы принимают положение, характерное для следующего гласного звука;
- Кончик языка упирается в нижние резцы;
- Сильная струя выдыхаемого воздуха направляется по желобку на спинке и кончике языка к нижним резцам.
Сказка Зоопарк
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «Но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зркале: «Ах, какой я лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться. Давай покажем, как он это сделал.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня … (расчёска).
Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой.
Маша и доктор Звуков
Жила-была девочка Маша. Сбежали от нее звуки, потому что она их плохо произносила. Пошла Маша к доктору Звукову лечиться. Доктор Звуков жил в лесу. Идет Маша по лесу мимо елей и берез (язык вправо-влево 5-6 раз). Тропинка то широкая, то узкая (язык широкий-узкий). То на горочку поднимается, то с горочки спускается (язык вверх-вниз). Смотрит Маша – на горочке Баба-Яга сидит, свою ступу чистит (кончиком языка «Чистим» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.) Дала она Маше клубочек (острым язычком движение вперед.) Катится клубочек, подпрыгивает (пощелкивание кончиком языка). Увидела Маша забор, его красил гномик (погладить кончиком языка твердое небо вперед-назад). Подошла Маша к двери, постучала (Д-д-д-д). Вышел доктор Звуков, посмотрел по сторонам. Не увидел Машу (язык вправо – влево). Нашла Маша звонок, позвонила. (Дз-з-з…). Доктор Звуков вместе со своим помощником Карлсоном стал учить говорить Машу (Р) (вызывание звука (Р) с механической помощью). Доктор Звуков выписал Маше хороший рецепт (речевой материал для автоматизации звуков).
Денискина зарядка
Качели |
Часики
|
Трубочка |
Горка Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгнем язычка – Горка получается. Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис. |
Барабанщик Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. и теперь он делом занят: Громко-громко барабанит. |
Пароход гудит Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы». |
Вкусное варенье |
Улыбка
|
Веселый лягушонок
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок –
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям, улыбнулся он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Улыбка»
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Верхние и нижние резцы видны.
Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И по кочкой у листочка
Язычок свой разминал:
Чтоб комариков достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Блинчик»
Рот открыт.
Губы в улыбке.
Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта.
Повторить ему зарядку
Мы сумеем по порядку.
Пя-пя-пя –
Пя-пя-пя –
Язык – лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка»
Рот открыт.
Узкий язык высунуть изо рта.
Расслабляться надоело!
Напряжемся до предела!
Язычок теперь – «иголка»,
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
Чередуем упражненья:
«Блинчик» - острая «иголка» -
Расслабленье – напряженье.
Упражнение «Часики»
Рот открыт.
Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.
«Часики» - «тик-так, тик-так!»
Постарайся, сделай так:
Язык – «иголка», улыбнись,
Губ уголков «иглой» коснись.
Словно маятник язык:
Тик-так! Тик-так!
Тик-так! Тик-так!