Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи с помощью сказочных историй
Прежде чем вызвать у ребенка требуемый звук речи, следует объяснить его артикуляцию. Поясним это на примере.
Для правильного произнесения звука с ребенку следует выполнить следующие артикуляционные движения:
  • Спинка языка выгибается вверх;
  • Боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам;
  • Посередине языка образуется желобок;
  • Зубы сближаются на расстояние около 2 мм;
  • Губы принимают положение, характерное для следующего гласного звука;
  • Кончик языка упирается в нижние резцы;
  • Сильная струя выдыхаемого воздуха направляется по желобку на спинке и кончике языка к нижним резцам.
Для получения чистого устойчивого звука недостаточно единичного выполнения подобных движений. Дошкольнику важно четко представлять и легко воспроизводить эти артикуляционные движения и позы, чтобы сознательно  контролировать их правильность. Это особенно важно в период вызывания и первичного закрепления звука.
Артикуляцию вызываемых звуков речи лучше всего объяснять детям при помощи близких и понятных им сказочных образов. Использование сказочных историй для объяснения артикуляции основных согласных звуков речи усиливает интерес детей к логопедическим занятиям, вызывает у них яркую эмоциональную реакцию, способствует совершенствованию фонематических представлений, позволяет осознанно и, следовательно, более точно артикулировать звуки речи, сокращает сроки коррекции недостатков звукопроизношения. 
Исправлением дефектов звукопроизношения у детей должны заниматься специалисты – логопеды. Только профессионал может уловить все нюансы искажения звука, а затем четко, кратко, понятно объяснить суть исправления неточности. В то же время подготовительную работу: проведение артикуляционной гимнастики, а также объяснение детям артикуляции определенных звуков речи в доступной форме могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком и, как правило, не имеющие специальной подготовки (воспитатели и родители). Закрепление в домашних условиях занятий логопеда существенно ускоряет появление в речи ребенка существенно ускоряет появление в речи ребенка чистых, четких звуков взамен дефектных.
Изучать истории следует по одной на занятии, не более, в определенной последовательности по мере нарастания сложности произношения соответствующих звуков. Для занятий потребуется зеркало, в котором отразятся лица и взрослого, и ребенка. Во время рассказывания всех сказок взрослый с ребенком сидят перед зеркалом и, глядя в него, совместно выполняют указанные действия и артикуляционные движения. Взрослому предстоит вместе с ребенком проделать указанные в тексте движения, добиваясь их четкости, точности, устойчивости, силы. Зрительный контроль позволит ребенку ориентироваться на образец – движения взрослого и, подражая им, уточнить собственные.

Сказка Зоопарк

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя, 
До пяти считаю я.
А потом закроем рот – 
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим  змею!
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «Но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зркале: «Ах, какой я лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться. Давай покажем, как он это сделал.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня … (расчёска).
Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой.

Маша и доктор Звуков

Жила-была девочка Маша. Сбежали от нее звуки, потому что она их плохо произносила. Пошла Маша к доктору Звукову лечиться. Доктор Звуков  жил в лесу. Идет Маша по лесу мимо елей и берез (язык вправо-влево 5-6 раз). Тропинка то широкая, то узкая (язык широкий-узкий). То на горочку поднимается, то с горочки спускается (язык вверх-вниз). Смотрит Маша – на горочке Баба-Яга сидит, свою ступу чистит (кончиком языка «Чистим» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.) Дала она Маше клубочек (острым язычком движение вперед.) Катится клубочек, подпрыгивает (пощелкивание кончиком языка). Увидела Маша забор, его красил гномик (погладить кончиком языка твердое небо вперед-назад). Подошла Маша к двери, постучала (Д-д-д-д). Вышел доктор Звуков, посмотрел по сторонам. Не увидел Машу (язык вправо – влево). Нашла Маша звонок, позвонила. (Дз-з-з…). Доктор Звуков вместе со своим помощником Карлсоном стал учить говорить Машу (Р) (вызывание звука (Р) с механической помощью). Доктор Звуков выписал Маше хороший рецепт (речевой материал для автоматизации звуков). 

Денискина зарядка

Качели
Язычок вверх и вниз – 
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!

Часики
У Дениса есть часы
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
и хотят догнать друг друга.

 

Трубочка
Кто играет на гитаре,
А Денис – на дудочке:
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.

 

Горка
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка – 
Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
Барабанщик
Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
и теперь он делом занят:
Громко-громко барабанит.
Пароход гудит
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывет.
не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

Вкусное варенье
Если у Дениса
Плохое настроенье,
Ест Дениска наш
Вкусное варенье.
Надо верхнюю губу
Вареньицем намазать
И широким язычком
Облизнуть все сразу.

Улыбка
Наш Дениска – озорник,
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит, - 
Я теперь лягушка!

 

 

 

Веселый лягушонок

Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок – 
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям, улыбнулся он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья! 
Упражнение «Улыбка»
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Верхние и нижние резцы видны.

Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам 
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И по кочкой у листочка
Язычок свой разминал:
Чтоб комариков достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Блинчик»
Рот открыт.
Губы в улыбке.
Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. 
Боковые края языка касаются уголков рта.

Повторить ему зарядку
Мы сумеем по порядку.
Пя-пя-пя – 
Пя-пя-пя – 
Язык – лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка»
Рот открыт.
Узкий язык высунуть изо рта.

Расслабляться надоело!
Напряжемся до предела!
Язычок теперь – «иголка»,
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
Чередуем упражненья:
«Блинчик» - острая «иголка» - 
Расслабленье – напряженье.
Упражнение «Часики»
Рот открыт.
Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.

«Часики» - «тик-так, тик-так!»
Постарайся, сделай так:
Язык – «иголка», улыбнись,
Губ уголков «иглой» коснись.
Словно маятник язык:
Тик-так! Тик-так!
Тик-так! Тик-так!